Кинофильм «Amores Perros» меня поразил не сюжетом, убийствами или игрой актеров, а натуралистическими съемками собачьих боев. И в очередной раз заставил задуматься о зависимости физических возможностей от психического состояния. Разумеется, в случае с собаками тяжело говорить о состоянии психики, но и собаки интересуют меня лишь постольку поскольку. Начав анализировать поединки на ринге за последние лет 10, я быстро вычленил из общей массы некоторую группу бойцов, которые действуют – агрессивно, инстинктивно и наиболее эффективно именно в момент, когда их загоняют в угол, где до конца остаются считанные секунды. Диего Корралес, Эрик Моралес, Феликс Тринидад… да и Тайсон в первую очередь – это, прежде всего, машины для убийства, ракеты наведенные на цель… С некоторым допущением каждый из них представитель породы natural born killers.
Так вот, и Тайсон, и Моралес, какими бы разными ни не смотрелись, в равной степени отбывают номер на ринге, пока их не поставят в ситуацию back against the wall. И тот, и другой показывают свое настоящее лицо, когда осознают, что бой/эпизод/раунд проигран, и стоят в шаге от того, чтобы надломиться. В третьем раунде боя-реванша с Холифилдом Тайсон отбросил все установки на бой, которые все равно не работали, наср#л на тактику и просто тупо дрался. И это принесло успех! Ненадолго. Все, что нужно было Тайсону – почувствовать излом, вкус собственной крови, как это случилось в 90м, в бою с Дагласом. Только тогда следовал взрыв с неожиданным апперкотом или встречной серией накоротке, которые едва ли не привели его к победе. Вот сущность этих natural born killers. Очередное подтверждение - интервью Тайсона в сентябре 2004, через 20 лет после того, как все началось: «Я больше не хочу этим заниматься, во мне больше нет этого инстинкта. Я не чувствую себя как тот маньяк, который хочет прибить всех котят в доме, войти внутрь и устроить там кровавую баню. Я больше не тот человек. Теперь мне нравится проводить время с моими детьми, моими птицами…»
Подготовка таких ребят строится на иных принципах, чем в классических случаях. Они идут по пути наработки рефлексов, причем встраивают их в природную схему организма. Тайсон был обучен бить комбинацию, атакуя цели, обозначенные цифрами в тот момент, когда эти цифры назывались, таким образом, чтобы и в бою молниеносно реагировать на открытую цель. Бокс за счет рефлексов это совершенно иное удовольствие. Здесь следует учитывать, что реально традиционным способом возможно развитие способностей до определенного уровня – техники, физической формы… но достигнуть пика - это возможно только за счет обострения реакций и рефлексов во время ужесточения боя. Выброс адреналина, запах тестостерона в воздухе, первобытные инстинкты, бой за счет спинного мозга.
Эта практика широко использовалась в подготовке мастеров некоторых видов восточных единоборств, да и не только. В этот момент все сдерживающие системы организма должны быть отключены, голова не должна работать – все мыслительные процессы становятся побочными, тогда как главное – это стремительно бегущие от точки к точке нейроны, заставляющие мышцы сокращаться и выпрямляться, руки лететь в цель, пока экстренная доза адреналина в кровь заглушает боль от пропущенных ударов. Организм реагирует только на звук гонга – и это тоже с годами стало рефлексом. Такой сеанс кратковременного гипноза – снятие блокирующих систем организма на три минуты раунда. Поэтому я не найду общий язык с теми, кто называет бокс искусством самозащиты. Во-первых, бойня не имеет ничего общего с защитой, а во-вторых, с искусством. И не дай бог вам самостоятельно в этом убедиться, испытав на своей же шкуре. Adios.
P.S.: А с другой стороны, если долго вглядываться в маленький воображаемый ринг на крышке моего стола, проступает другое. Тщетно пытаешься увидеть озарение в духе теряющейся улыбки Джоконды… И вместо этого неожиданно четко проступает наглая, ухмыляющаяся физиономия Красавчика Флойда.
Бой с тенью – в центре яркого пятна танцует, нанося удары по воображаемому противнику, маленькая фигурка небольшого человечка с огромным эго. Вот она начинает двигаться все быстрее и быстрее, и ясно, что никакому кукловоду не совладать с этим комочком злости.
Язвительные комментарии младшего Мэйвезера потрясают своей убежденностью в исключительности и безграничности собственного таланта. Вся жизнь и карьера Флойда – как интригующее представление с участием канатоходца, живущего на грани. Интересно, пристегнута ли страховка?
Многие скажут, что Флойд не воин, но подумайте еще раз. Корралес должен был устроить казнь Красавчика и что же – Мэйуэзер уничтожил его. В его активе победы над чемпионами и претендентами, я не припомню, чтобы он уклонялся от защиты или встречи с сильным соперником.
По своему потенциалу он несомненно #1 Р4Р. Но его талант – один из тех, которые грозят в любой момент оборвать жизненные веревочки, заставляя вышедшую из под контроля куклу беспомощно болтаться в ожидании конца. Пропустит, не пропустит? И все в конечном счете сводится к тому, насколько ты силен – ментально, психически.
Мэйвезера часто сравнивают с Пернеллом Уитакером. Талант не исключает проблем с законом. Не рановато ли они начались у Красавчика? Алкогольная и наркотическая зависимости, подломившие в результате одного из лучших боксеров за всю историю этого спорта не лишили Уитакера главного – его острого ума и чувства юмора, составлявшего неотъемлемую часть его противоречивой натуры. Что было и причиной, и избавлением от всех проблем. Юмор. Ирония. Сарказм. А иначе как назвать принесенный в зал суда на слушание собственного дела пакетик с несколькими граммами кокаина?!
Натура Флойда – иная. Его проблемы имеют вид игры в Блэк Джэк без джокера, где при ничьей всегда выигрывает банкир, а Флойд все тянет карту за картой, словно движимый детским интересом. Ставит все, что есть и снова тянет, не опасаясь перебора, в надежде достать-таки двадцать одно. И процесс игры уже похоже мало кого интересует – все ждут ошибки… Или ему повезет вытащить «очко»? Флойд насмешливо вращает головой, стоя у канатов…
Вас все еще забавляет танцующая в бешеном ритме фигурка в отделанных мехом трусах? Меня – уже нет. Пугает и завораживает – да. Одно неосторожное движение – и мы его, возможно, больше не увидим. Бокс – искусство самозащиты, ведь так?!
А.Баздрев.23,11,2006г.. |